Главная » Статьи » История Варнавина » История Варнавина

Тайна экспедиции «Геркулеса»

Существует такое крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»… Конечно, для счастья… Но всё-таки правильнее звучало бы так: «Человек создан для мечты, как птица для полёта». Мечта, которая возвышает человека, заставляет совершать важные поступки во имя жизни, счастья, добра и, конечно, своего Отечества. Самоотверженность и самопожертвование во имя осуществления высокой мечты способны совершать чудеса.

Фото. Константин Семёнов. 1904 г.

Вот такая прекрасная мечта сплотила в далеком 1912 году тех, кто отправился на маленьком судне «Геркулес» покорять далекую и неприступную Антарктиду во имя своего Отечества. Летом 2016 года мы получили письмо из Санкт-Петербурга. Нам писала Суворова Лариса Владимировна, сотрудник института Репина, и не только… Лариса Владимировна – родственница нашего замечательного земляка Константина Алексеевича Семенова, участника арктической экспедиции Владимира Русанова. В апреле этого года Лариса Владимировна посетила наш музей, привезла материалы о нашем земляке, книги, документы, статьи и картину ее брата, внучатого племянника Константина Семенова, заслуженного художника России Игоря Суворова. Картина передана в дар Варнавинскому историко-художественному музею. В городе Варнавине на улице Мещанской (рядом со зданием ПАО «Сбербанк России») стояли два дома, принадлежавшие семье Семеновых. В одном из них, ближе к зданию «Сбербанка», находилась Земская Управа. В следующем проживала большая семья Семеновых: отец Алексей Стахеевич, мать Параскева Иоанновна, четыре брата – Леонид, Иван, Николай, Константин и сестра Ираида. Сестра Ираида была женой известного врача в городе Варнавине Николая Успенского. Последние годы жизни она со своей семьей проживала в городе Ветлуга. Именно она вела переписку с представителями рода Суворовых, проживавших в Санкт-Петербурге, именно ее воспоминания о Константине сохранились и дошли до наших дней. В 1970-е гг. Ираиду Алексеевну, которая была уже в преклонном возрасте, посетил Владимир Книппер, корреспондент газеты «Водный транспорт», он собирал материалы о всех участниках экспедиции Русанова. В своей статье «Где ты, «Геркулес»?» он пишет воспоминания Ираиды Алексеевны: «Костя ушел в плавание на «Геркулесе» с расчетом вернуться осенью того же года. Мама наша считала, что Костенька удачливый и счастливый. Все у него спорилось. Он с отличием закончил Нижегородское коммерческое училище, успешно учился в Петербурге. Средств хватало не всегда: столярничал, слесарничал, работал грузчиком, давал уроки. Часто сам отправлял переводы, посылки семье в Варнавин. Перед отъездом в экспедицию мама просила Костю еще раз подумать, повременить. А он воскликнул: «Пушкин, Лермонтов не жалели себя во имя нас, звали нас к жизни осмысленной, яркой! Так и мы должны, мама! В нашей семье поняли, у русановцев была одна душа, одно великое сердце. Они понимали: кому-то рано или поздно надо было быть первыми…» Летом 1912 года исследовать просторы Арктики отправились сразу три русские экспедиции: Георгия Львовича Брусилова, Владимира Александрович Русанова и Георгия Яковлевича Седова. Зима 1912/1913 года оказалась очень суровой и вернуться удалось только группе Седова и двум членам команды Брусилова. Экспедиция Русанова исчезла, только трое участников, отправленных Русановым с отчетом с попутным норвежским пароходом, остались в живых. Владимир Русанов (1875 -1913?) принадлежит к числу тех бесстрашных полярных исследователей, которые, посвятив свою жизнь великой идее завоевания человеком Арктики, неутомимым трудом двинули далеко вперед дело изучения и освоения Крайнего Севера и Северного морского пути. Он был человеком необыкновенного трудолюбия, пытливости и результативности. В феврале 1912 году Русанов возглавляет очередную российскую экспедицию к островам Шпицбергенского архипелага. По инициативе Министерств внутренних и иностранных дел в задачи экспедиции входили не только научные исследования, но и практические задачи: изыскание залежей каменного угля, уяснение промысловой ценности рыбных богатств. Для закрепления участков, пригодных для горных, рыбных или звериных промыслов предполагалось обмерить и застолбить их с указанием величины занятой площади, имени заявившего, времени и цели занятия. Эти знаки закрепляли за Россией право на разработку недр на полярных землях. В Петербурге Русанов начинает кипучую деятельность по подготовке экспедиции. Он приглашает принять участие в ней в качестве капитана Александра Степановича Кучина (1888-1913?), опытного морехода, потомственного помора, с которым познакомился в свое время в Архангельске. Именно по совету Кучина решено было приобрести в небольшом городке на западе Норвегии – Олесунне – парусно-моторный куттер около 64 тонн водоизмещением, 1908 года постройки. Судно имело 24-хсильный двигатель и было приспособлено для плавания во льдах. Несмотря на небольшие размеры оно имело громкое название «Геркулес». Русанов очень тщательно подбирал членов своей команды. Штурманом стал Константин Алексеевич Белов, соученик Кучина по училищу, механиком был принят Федор Александрович Быковский. Матросов было четверо: Василий Тимофеевич Черемхин, Василий Григорьевич Попов, Алексей Андреевич Раввин и Федор Михайлович Ермолин. Все они имели опыт плавания в полярных водах. Обязанности геолога и врача исполняла невеста Русанова – француженка Жюльетта Жан. На должность старшего механика Русанов пригласил нашего земляка – Константина Алексеевича Семенова (1886-1913?) – студента 5 курса кораблестроительного отделения Петербургского Политехнического института Петра Великого. В Фонд В.А.Русанова, хранящемся в Музее Арктики и Антарктики, в 1973 году от родственников Константина Семенова поступили последнее письмо и телеграмма родителям перед отправкой в экспедицию – из Стокгольма и Александровска. Семенов пишет: «Дорогие папа и мама! …В мае… в Институт пришло известие, что требуется студент для экспедиции на остров Шпицберген, устраиваемой Министерством Внутренних дел. Жалование 125 рублей в месяц на полном готовом содержании. Декан Отделения просил меня поехать, т.к. другого подходящего студента не было. Ему не хотелось, чтобы место это заняло какое-нибудь другое отделение. Он уговорил меня ехать, обещая вперед поддержку после окончания… и теперь я, спешно собравшись, пишу Вам из Стокгольма (Швеция). Экспедиция вернется в конце сентября или начале октября, если конечно не произойдут какие-нибудь непредвиденные обстоятельства… Экспедиция отправляется из Норвегии из гор. Тронтгейма. Русское правительство ассигновало на нее 54.000 рублей. Начальник экспедиции Русанов и состав всей экспедиции 13 чел., все русские. Будут исследовать главным образом те ископаемые богатства, которые там имеются: каменный уголь и проч. Что касается отрицательных сторон экспедиции, то это то, что производя исследования в ненаселенных частях, трудно будет, а может быть, и не всегда возможно получать и отправлять письма. Покуда будет можно, я буду присылать Вам письма из каждого места остановки, где только будет почта. Еду я сейчас по железной дороге до города Тронхейма. Желаю Вам всего хорошего. Любящий Вас сын Костя. 3 июня 1912 г. Стокгольм. Скоро пошлю письмо из другого города». Следующей весточкой стала телеграмма из Александровска: «Александровск. Завтра выйдем. Шпицберген. Костя» – от 22 июня 1912 г. Тронхейм (Trondheim) – в переводе «дом сильного» – город Норвегии основан в 997 году. Красивейший в Скандинавии Нидаросский собор, где коронуются монархи, построен в 1070 году. Из письма ясно, что старший механик Семенов едет в Тронхейм, возможно, он присоединился к капитану Кучину для приемки судна, и с временной командой норвежцев, сопровождавших судно, плыл до Александровска для воссоединения с остальными участниками экспедиции. Студента Семенова рекомендовал декан Кораблестроительного отделения Константин Петрович Боклевский (1862-1928). Боклевский был опытным судостроителем, помощником главного корабельного инженера Петербургского порта перед назначением в 1902 году деканом кораблестроительного отделения Петербургского политехнического института. Кораблестроительное отделение Политехнического института стало первой высшей школой кораблестроения в России. В его создании принимали участие многие видные русские ученые, такие, как Д.И.Менделеев, В.Л.Кирпичёв, С.Ю. Витте и др. Итак, команда была собрана, судно куплено, и 9 июня 1912 года «Геркулес» вышел из Александровска по направлению к угольному архипелагу Шпицбергену. К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы. Отправив с попутным норвежским пароходом Самойловича, Сватоша и Александра Попова с отчетом в Россию, Русанов дает на материк телеграмму: «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов». Это его известие прислано с «Геркулеса» последним. По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре этого же года. Поначалу задержка Русанова не вызывала ни у кого беспокойства. Наступил 1913 год. От экспедиции Русанова не было никаких известий. Но поскольку в свое время Русанов в плане экспедиции писал: «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан…», то никаких попыток отыскать экспедицию не предпринималось. Лишь через год в 1914 году на поиски экспедиции Русанова был направлен барк «Эклипс» норвежского полярного исследователя Отто Свердрупа. В свою очередь 18 января 1914 года Совет министров дал указание Морскому министерству начать поиски сразу трёх пропавших русских арктических экспедиций. Было организовано несколько поисковых групп. Впервые в мировой истории использовалась полярная авиация – исследована территория Новой Земли на протяжении 1060 км. Однако поиски 1914-15 годов не дали результатов, тем более, что уже шла Первая Мировая война. Первый след исчезнувшей экспедиции был обнаружен в 1934 году близ берега Харитона Лаптева на безымянном островке в группе островов Мона. Одним из участников гидрографической экспедиции обнаружен деревянный столб с вырубленной надписью «Геркулес – 1913», несколько позже ими были найдены различные предметы, принадлежавшие русановцам: фотоаппарат, патроны, металлическая оправа от очков (очки носил только механик Семенов), чайная серебряная ложка с инициалами невесты Русанова, а также мореходная книжка матроса с «Геркулеса» А.С.Чухчина и серебряные часы с инициалами В.Г.Попова. Острова, на которых были найдены все эти предметы, получили названия в их честь - «Геркулес» и «Попова-Чухчина». И все же причины гибели экспедиции до конца не выяснены. Следует отметить, что последние достижения современной науки позволяют надеяться на обнаружение исчезнувших российских полярных экспедиций XX века. В их числе беспилотные субмарины с дистанционным управлением, которые успешно применяются с 2008 года для поиска погибших кораблей, в частности экспедиции Д.Франклина 1845-1847 годов у северного побережья Канады. Возможно, что в скором будущем будет найден «Геркулес» и нам откроются новые сведения о самоотверженной команде русановцев, в число которых входил наш земляк Константин Семенов.

Галина ЦЫГАНОВА

Категория: История Варнавина | Добавил: Plytik (21.03.2019)
Просмотров: 507 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]