БОЛЬШОЙ ЗАЛ
 
 
Макет бывшего Троицко-Варнавинского монастыря
 
Бывший Троицко-Варнавинскиймонстырь, давший начало городу Варнавину, не сохранился, был снесён в советский период. В музее можно увидеть его реконструкцию в виде макета в масштабе 1:100, созданного в 1993 году. Автор: архитектор Д.Г. Монахов, при участии архитектора М.В. Виноградовой.
 
_____________________________________________________________________________________________________
 
 
Выставка "Крестьянский быт"
 
В конце XIX - начале XX вв. в Варнавинском уезде проживали около 150 тысяч крестьян. Их традиционное жилище - крестьянская изба отражала крестьянский уклад жизни. Избу ставили на подызбицу (подклеть), где хранились съестные припасы. Сбоку пристраивали крытый двор для скота, соединенный с домом сенями. Домашний очаг до начала XX века топили "по-чёрному", когда дым выходил через маленькие вытяжные окна-волокуши. С появлением русских печей с трубами, надобность в них отпала. В избах стали делать много маленьких световых окон небольшого размера, во избежание теплопотерь. В конце XIX века сложился интерьер крестьянской избы, дошедший до нашего времени.
Возле русской печи выгораживали кухню. Над печью устраивали полати. Вдоль окон тянулись лавки с полавошниками (полками) над ними. Справа от входа, в "красном" углу, стояли иконы.
Домашняя утварь в основном была кустарного производства, из дерева, бересты, луба, обожженной глины и кованого железа. Хозяин имел соху, борону и другие орудия крестьянского труда. Женщины держали в доме, кроме всего прочего, орудия для обработки льна и рукоделия: мялки, чесалки, мотовила, скально, прялки, самопрялки (прялки с ножным приводом), швейки и ткацкие станы. 
 
 
 
___________________________________________________________________________
 
МАЛЫЙ ЗАЛ 
 
 
Выставка "Гостиная"
 
Гостиной называли самую большую и нарядную комнату (залу) в доме дворянина-помещика, служившую для приёма гостей. Её украшали картины, обычно фамильные портреты, пейзажи, полотна на тему Священного писания и мифологии, коллекции предметов старины и искусства. Здесь стояли музыкальные инструменты, устраивались домашние концерты, спектакли и балы. Здесь же гости играли в карты и в другие игры, сюда им подавали чай, вина и закуски.
В Варнавинском уезде, как и во многих других местах, помещики были носителями старинных и громких фамилий России: Трубецкие, Шереметевы, Мещерские, Дурново, Захарьины, Мусины-Пушкины, Челищевы, менее известные Базилевские, Глушковы, Смецкие, Ставицкие и другие. Сохранились усадьбы Базилевских в Шуде (в Горках), Трубецких в Баках, Челищевых в Лапшанге.
Расцвет усадебной жизни в Варнавинском уезде, как и везде в России, пришёлся на конец XVIII - начало XIX вв, когда большинство помещиков получили свои поместья (дачи) с деревнями. С 1861 года, после отмены Крепостного права, усадебная жизнь везде начала сходить на нет. Ибо помещики, обычно состоявшие на военной или гражданской государственной службе, жили, в основном, на доходы от своих имений. Лишившись этих доходов, они стали устраивать на своей земле мукомольни, винокурни, лесосеки, но не преуспели в этом и вынуждены были продавать свои владения. Самое крупное имение князя Михаила Николаевича Челищева с барской усадьбой в селе Никольском-Лапшанге было продано за долги в 1892 году. Исключение составляет имение Ивана Викторовича Базлевского, камергера Императорского Двора, с усадьбой в селе Шуда (ныне Горки). Там было налажено рентабельное производство: стеклозавод, маслозавод, промышленные лесозаготовки. Кроме этого, последний хозяин имения, Дмитрий Александрович Базилевский держал конезавод, поставлявший породистых лошадей для армии.